Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр
Молодой психиатр Кэтрин Дин практикует экспериментальный вид терапии. С помощью особого устройства она погружается глубоко в подсознание пациентов, где пытается наладить с ними контакт. Но однажды её просят отправиться в разум впавшего в кому убийцы-шизофреника. В безумном, сюрреалистическом мире его подсознания Кэтрин нужно найти ответ на вопрос: где находится последняя, ещё живая жертва маньяка? Но для этого придётся понять и выслушать жестокого убийцу, а времени совсем мало…
Объясняя, что такое сюрреализм, обычно вспоминают одно и то же: сны, буйное воображение, мягкие часы с картин Сальвадора Дали, подсознание… Действительно, подсознание. Существует целое философское течение, солипсизм, согласно которому мир не более чем сон и фантазия наблюдателя — обладателя единственного в мире настоящего сознания. С одной стороны, не докажешь, что это не так, с другой же — каждый может быть уверен, что он и есть единственный творец бытия. Впрочем, никто не станет отрицать, что чужой разум — это целый мир, широкий и непознаваемый. Страна, которой нет на карте.
Фильмов про путешествия в глубины чужого сознания, где таится причудливый и изменчивый мир, немало — достаточно вспомнить недавнее «Начало» Кристофера Нолана. Дебютная картина Тарсема Синха «Клетка» посвящена путешествиям внутрь больных разумов. Простой детективный сюжет о сумасшедшем маньяке-убийце и не самая выдающаяся актёрская игра отходят на второй план перед невообразимым визуальным стилем. Внутренние миры замкнутого мальчика и безумного маньяка поражают буйством красок и парадоксальным сочетанием деталей. Рваный монтаж и неожиданные вставки только усиливают впечатление от того сумасшествия, которое разворачивается на экране. Маньяк в своём мире — настоящий король, повелитель боли и страданий, чем-то похожий на жуткие порождения Сайлент Хилла. Тем интересней, что героине Дженнифер Лопес удаётся найти с ним общий язык, встретить персонификацию его детства и даже понять этого жуткого, опасного, но всё же больного человека.
Самое интересное, что события реальности практически не интересуют режиссёра — преступление раскрывается обычными следственными методами, разве что одна мелочь помогает сделать это быстрее. А Кэтрин, несмотря ни на что, хочет понять безумца и помочь ему найти хоть что-то хорошее в его умирающем разуме. Но для этого ей придётся посетить немало причудливых и зловещих миров, порождённых больной фантазией.
***
«Клетка» — безумный, жуткий, но невероятно красивый сюрреалистический триллер. Это именно тот случай, когда форма важнее содержания.
Яркие образы со множеством отсылок к творчеству художников-сюрреалистов постоянно чередуются в безумном калейдоскопе. Несмотря на несколько жестоких и кровавых сцен, фильм затягивает и не отпускает до самого конца. Из путешествия в глубины безумия нельзя вернуться прежним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий